В 1823 г. Иркутский еп. Михаил (Бурдуков) получил предписание от Святейшего Синода отправить на Алеутские о-ва, входившие в состав владений России, миссионера для христ. просвещения местных жителей. Никто из местного духовенства не хотел ехать, предложение принял лишь свящ. Иоанн. 7 мая 1823 г. он вместе с семьей выехал из Иркутска. Путь пролегал по р. Лене, затем от Качуги до Якутска, на лошадях до Охотска, далее по Охотскому м. и Тихому океану до о-ва Баранова (Ситка). 29 июля 1824 г. свящ. Иоанн прибыл на о-в Уналашка. К моменту его приезда многие алеуты были крещены, но не имели наставника. Вениаминов возвел на о-ве Уналашка деревянную ц. в честь Вознесения Господня, соорудил престол, иконостас, который покрыл позолотой. Ему помогали алеуты, обученные им плотничеству, столярному и кузнечному делу, каменной кладке. 29 июня 1826 г. освятил церковь и совершил в ней 1-ю литургию. Насадил на безлесном острове рощу (сохр., охраняется местными властями). В 1826-1833 гг. инспектировал свой приход (острова Уналашка, Прибылова и Лисьи), проводил пастырские беседы, крещения. В 1829 г. совершил 2 плавания на Аляску в сел. Нушагак, где проповедовал среди лисьевских алеутов. Для местных жителей свящ. Иоанн открыл воскресные и церковноприходские школы, больницы, богадельни, сиротский дом, помогал строить удобные деревянные жилища.
Он отмечал в алеутском народе нек-рые качества, создававшие благодатную почву для усвоения христ. учения. В результате распространения Православия исчезали такие обычаи, как убийство престарелых родителей, алеуты отказывались от многоженства и беспорядочных половых связей, старались жить по новым нравственным правилам. Одним из слагаемых успеха проповеди пастыря было то, что он избегал насилия в вопросах веры: терпеливо ждал, когда местные жители добровольно изъявят желание креститься, не поощрял крещеных подарками. Свящ. Иоанн считал важным сохранять национальную самобытность народов, не подчинять миссионерскую проповедь задаче русификации: «...надобно стараться вывесть дикаря из его грязной жизни; но, очищая нечистоту с его тела, надобно быть осторожным, чтобы не содрать с него и природной его кожи и тем не изуродовать его. Надобно выводить дикарей из мрака невежества на свет познаний, но осторожно, чтобы не ослепить их...» (Творения. 1888. Т. 3. С. 485).
Свящ. Иоанн освоил алеутский язык, создал алеутский алфавит на кириллической основе, сформулировал основы грамматики. При помощи алеута И. Панькова перевел на алеутский язык «Начатки христианского учения, или Краткую священную историю, и Краткий катехизис» свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского (книга изд. в С.-Петербурге в 1834 и стала 1-й опубликованной на алеутском языке). Перевел Евангелие от Матфея, наиболее употребительные молитвы и церковные песнопения, составил и в 1836 г. опубликовал 1-й алеутский букварь. Среди проповедей свящ. Иоанна на Алеутских о-вах наиболее известны «Слово на день святителя Николая и тезоименитства государя императора Николая Павловича» (1827), «Слово в неделю Сыропустную и в день святителя Иннокентия» (1828), «Слово в великий пяток» (1836), «Слово в неделю пятую Святого поста» (1838) и др. Его главный катехизаторский труд «Указание пути в Царство Небесное» (1833) был сначала написан на алеутском языке и представлял собой огласительные беседы с алеутами; впосл. переведен на рус. (выдержал более 50 изданий), якут., алтайский, шорский, монг. и др. языки и стал одним из лучших пособий для правосл. миссионеров.
За успешные пастырские труды свящ. Иоанн в 1834 г. был награжден наперсным крестом и переведен на о-в Баранова в порт Новоархангельск - адм. центр Русской Америки. Совершал службы в ц. арх. Михаила, собрал большие часы для колокольни. В 1834-1839 гг. проповедовал у колошей (тлинкитов), к-рые относились к Православию недоверчиво. В 1836-1837 гг. о-в Баранова был охвачен эпидемией оспы. Свящ. Иоанн призывал тлинкитов делать прививки, чем не только спас, но и подвиг многих из них к обращению в Православие. На острове организовал неск. духовных училищ, больницу и сиротский дом. В 1836 г. совершил поездку в Калифорнию, в Форт-Росс, где служил в Троицкой часовне.
Приехав в Русскую Америку, свящ. Иоанн занялся географическими, этнографическими и лингвистическими исследованиями, к-рые легли в основу ряда его трудов. Первое место среди них занимают фундаментальные 3-томные «Записки об островах Уналашкинского отдела», за к-рые автор в 1841 г. был награжден Демидовской премией. Исследование содержит материал по истории, этнографии, лингвистике, минералогии, флоре и фауне Алеутских о-вов, а также архипелага Александра. Из материалов трехтомника сложились отдельные очерки «Население русских владений в Америке и разделение его», «Мифологические предания и суеверия колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки», «Способности и браки алеутов» и др. Свящ. Иоанн выдвинул гипотезу, что алеуты были первым народом, населявшим Алеутские о-ва, и пришли туда из Азии. Путем опросов собрал данные о первых рус. поселениях на островах, привел статистические сведения о рус., креольском и об аборигенном населении Русской Америки. Отметил существенные сдвиги в материальной и духовной культуре алеутов и тлинкитов, вызванные рус. влиянием. Писатель И. А. Гончаров отзывался о «Записках...»: «...прочтя эти материалы, не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края. Нет недостатка ни в полноте, ни в отчетливости по всем частям знания: этнографии, географии, топографии, натуральной истории; но всего более обращено внимания на состояние церкви между обращенными… Книга эта еще замечательна тем, что написана прекрасным, легким и живым языком» (Гончаров. 1986. С. 533). К др. крупным научным трудам свящ. Иоанна относятся «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка» (в 1836 ркп. была послана в С.-Петербургскую АН; удостоилась положительной рецензии востоковеда Я. И. Шмидта и получила поощрительную премию АН) и «Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских, с присовокуплением российско-колошенского словаря». Свящ. Иоанн первым исследовал неизвестные лингвистике языки, изучил их грамматику. Его анализ показал, что алеутский язык сильно отличается от языков амер. индейцев и имеет родство с эскимосскими языками («языками гренландского корня»), в XX в. этот факт стал общепризнанным.
8 нояб. 1838 г. свящ. Иоанн отправился в С.-Петербург, чтобы ходатайствовать перед Синодом об организации в Сев. Америке постоянной миссии и о разрешении печатать собственные переводы священных книг на алеутский язык. В столице в июне 1839 г. был принят Новгородским и С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) и обер-прокурором Святейшего Синода гр. Н. А. Протасовым, к-рому представил «Обозрение православной церкви в Российских поселениях в Америке, с своим мнением об улучшении состояния оной». В «Обозрении...» свящ. Иоанн предлагал учредить в Сев. Америке постоянную миссию, увеличить количество церквей и численность причта, изменить условия работы и оплаты труда миссионеров-священников. Ввиду отдаленности территории от епархиального центра (Иркутска) он настаивал на расширении властных полномочий благочинного, чтобы тот мог перемещать священников в зависимости от нужд епархии, за недостойное поведение наказывать вплоть до запрещения в священнослужении и высылки без предварительного донесения епархиальному начальству. Свящ. Иоанн поехал для сбора пожертвований в Москву, где познакомился со свт. Филаретом (Дроздовым), с прот. И. Н. Рождественским, с представителями фамилий Шереметевых, Свербеевых, Чаадаевых, с благотворительницей Т. Б. Потёмкиной, с К. С. Аксаковым и А. С. Хомяковым. В Москве свящ. Иоанн занимался публикацией своих научных трудов и переводов. В 1839-1840 гг. вышли из печати «Краткий христианский катехизис» и Евангелие от Матфея на алеутском языке, а также «Указание пути в Царствие Небесное» и др.
25 дек. 1839 г. в С.-Петербурге Вениаминов был возведен в сан протоиерея. В нач. 1840 г. получил известие о кончине супруги в Иркутске. 30 апр. 1840 г. Синод по его записке вынес определение об образовании постоянной миссии в Сев. Америке и об «учреждении благочиннического ведомства над местным духовенством». Прот. Иоанну поручалось составить и представить Синоду особую инструкцию, определяющую права и обязанности духовенства в Сев. Америке. Исполняя это поручение, он в сент. 1840 г. написал «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру» (утверждено указом Синода от 10 янв. 1841). «Наставление...» стало инструкцией для мн. поколений православных миссионеров. Прот. Иоанн требовал от них твердой веры и любви к обращаемым, смирения и кротости в беседах и проповедях, дружелюбного отношения к тем, кто не желают принять Крещение. Он указывал: «...догматов веры и сущности деятельного учения держаться надлежит так твердо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть. Но снисхождение новообращающимся, яко младенцам в вере, в рассуждении некоторых недостатков обрядовых необходимо надлежит оказывать, частию по местным обстоятельствам, частию в ожидании утверждения их в вере и в жизни» (Избранные труды свт. Иннокентия. 1997. С. 171).
Митр. Филарет (Дроздов) убедил прот. Иоанна принять постриг. 29 нояб. 1840 г. в ц. прп. Сергия на Троицком подворье в Москве митр. Филарет постриг его в монашество с именем Иннокентий в честь Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого); 30 нояб. в той же церкви возвел его в сан архимандрита. 1 дек. 1840 г. состоялась аудиенция И. у имп. Николая I, который сообщил, что утвердил постановление Синода от 29 нояб. 1840 г. об учреждении отдельной Камчатской епархии и решил по представлению Синода назначить И. епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. 13 дек. состоялось наречение, а 15 дек. в Казанском соборе С.-Петербурга прошла хиротония, которую возглавил митр., экзарх Грузии Иона (Василевский). 10 янв. 1841 г. И. выехал в Москву, 30 янв. побывал в Троице-Сергиевой лавре, МДА, где убедил нек-рых студентов поехать в Америку, познакомился с инспектором академии архим. Евсевием (Орлинским; впосл. архиепископ Могилёвский). По пути в Америку останавливался во Владимире, в Н. Новгороде, Казани, Перми, Екатеринбурге, Томске, Тобольске, Иркутске, Якутске, служил в соборах, знакомился с местными епископами, духовенством и мирянами. 27 сент. 1841 г. прибыл на о-в Баранова в Новоархангельск, ставший центром новой епархии.
Миссионерская и просветительская деятельность И. распространялась на народы Аляски и Алеутских о-вов, а также Вост. Сибири и Дальн. Востока: якутов, тунгусов (эвенков), чукчей, камчадалов, коряков и др. В 1842 г. по его инициативе на р. Нушагак на Аляске была основана Нушагакская миссия с центром в Ново-Александровском редуте под рук. его зятя, свящ. Илии Петелина. В 1843 г. направил свящ. Романа Верещагина на р. Анадырь для миссионерской работы среди чукчей, т. о. было положено начало деятельности Анадырской миссии. В 1844 г. основал Куикпакскую миссию в междуречье Куикпака (Юкона) и Кускокуима среди юпиков и атабасков, во главе поставил свящ. прав. Иакова Нецветова. В 1845 г. И. поддержал деятельность основанной в 1841 г. Кенайской миссии, отправив на п-ов Кенай иером. Николая, приглашенного им в Америку из Вифанской ДС. Об успешной деятельности образованных им миссий И. сообщил митр. Филарету в письме от 22 июля 1847 г.: «...посильные действия и труды наших миссионеров Господь благословляет видимыми успехами. В 1845 г. и половине 1846 г. окрещены тысяча человек. В том числе более ста чукчей азиатских (в Анадырске). Самое большое число обращено в Квихпакской миссии (298 душ), и осталось много оглашенных» (Барсуков. 1883. С. 238).
Необходимость личного участия в делах миссий и приходов побуждала И. отправляться в далекие рискованные путешествия по Камчатскому краю и Вост. Сибири. В 1842-1843 гг. он объехал всю епархию. Выехал из Новоархангельска 8 мая 1842 г., в пути побывал на о-вах Уналашка, Еловый (ныне Спрус), Атка, Унга, Прибылова и Беринга. 19 авг. прибыл в Петропавловск (ныне Петропавловск-Камчатский), где служил в соборе св. апостолов Петра и Павла, 17 сент. освятил в нем придельный храм. Затем совершил переход через Чукотку до Охотска на собаках и оленях. Занимался устройством епархиальных дел, организацией миссий среди местных народов. Преодолев более 5 тыс. верст, 6 сент. 1843 г. вернулся на о-в Баранова. Результаты поездки отразились в путевом журнале И., представленном им в Синод. В нем были охарактеризованы особенности усвоения Православия местными жителями, а также определены задачи миссии: утверждение благочестия в пастве, повторное обращение отпавших от Православия, просвещение язычников.
В 1845-1846 гг. И. осуществил 2-е путешествие по Камчатской епархии, 2 июня 1845 г. прибыл в Петропавловск. 1 дек. того же года открыл в Новоархангельске ДС на базе ДУ вместо закрытой им ранее семинарии в Петропавловске. В ДС обучались креолы и туземцы. Как и основанная И. в 1843 г. миссионерская школа в Новоархангельске, она послужила укреплению Православия среди алеутов, тлинкитов и креолов, населявших Аляску и примыкавшие к ней острова. 2 июля 1845 г. он писал обер-прокурору Протасову, что задачей просвещения должно стать укоренение прежде всего благочестия и нравственности среди детей: «Измерение просвещения народного числом грамотеев, кажется, очень может быть ошибочно, потому что грамотность без нравственности у простого народа есть то же, что нож у своевольного ребенка. Кто, большею частию, причиной различных расколов? - Безнравственные грамотеи. И, следовательно, кто опаснее для спокойствия Отечества? - Безнравственные грамотеи» (Избранные труды свт. Иннокентия. 1997. С. 202). И. считал необходимым обучение детей при церквах и возложение преподавания на священников под надзором благочинных и архиереев.
С мая 1846 по авг. 1847 г. И. путешествовал по Камчатке и Охотской обл. с длительной остановкой в Аяне, занимался осмотром и строительством церквей и часовен, рассматривал донесения от миссионеров Кенайской и Куикпакской миссий. К 1848 г. под наблюдением И. был возведен новый, 3-престольный кафедральный собор арх. Михаила в Новоархангельске; в 1841-1850 гг. построены церковь в архиерейском доме и церковь для тлинкитов в Новоархангельске, храмы в Кенае, Нушагаке и Куикпаке. В мае 1849 - апр. 1850 г. И. совершил 4-е путешествие для обозрения Камчатской епархии, об обстоятельствах и о результатах к-рого доложил Синоду в отчете от 5 мая 1850 г. Святитель предлагал открыть новые миссии для тлинкитов и чукчей, присылать миссионеров, выделять больше средств, оказать помощь в устроении мон-ря и правосл. братства на Камчатке, увеличить оклады клирикам камчатских и охотских церквей. Указывал на недостаток церквей на Камчатке, а также больниц и богаделен при церквах, отмечал увеличение правосл. паствы в епархии (с 16 268 чел. в 1841 до 23 130 чел. в 1849). И. посылал миссионеров на Курильские о-ва: в 1849 г.- свящ. Никиту Омофорского, в 1850 г.- иером. Сергия, к-рый через год доложил о массовом крещении курильцев.
21 апр. 1850 г. указом Синода за успешную миссионерскую деятельность И. был возведен в сан архиепископа. В ходе путешествия по Камчатке в авг. 1850 - апр. 1851 г. учредил Гижигинскую миссию во главе со свящ. Львом Поповым. С янв. по май 1852 г. неофициально был в Якутске, знакомился с положением церковных дел в Якутской обл., которая готовилась к переводу из Иркутской епархии в Камчатскую. 9 мая 1852 г. в Якутске освятил средний придел новой, каменной ц. в честь Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. По итогам поездки 5 июня 1852 г. подал на имя ген.-губернатора Вост. Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского «Записку о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области», в к-рой предлагал увеличить штаты причтов, перевести на якутский язык священные книги. Указом Николая I от 26 июля 1852 г. Якутская обл. была присоединена к Камчатской епархии. 26 дек. того же года Синод распорядился о переводе архиерейской кафедры и семинарии из Новоархангельска в Якутск.
11 сент. 1853 г. И. прибыл на место новой резиденции в Якутск, вступил в управление Спасским мон-рем. И. стремился обновить и украсить церкви, повысить содержание причту, помогать бедным священно- и церковнослужителям и мирянам. Учредил Комитет для перевода лит-ры на якут. и тунгусский (эвенк.) языки под председательством свящ. Димитрия Хитрова (впосл. Уфимский еп. Дионисий). В 1857-1858 гг. под наблюдением И. и прот. Д. Хитрова по благословению Синода в Московской Синодальной типографии были изданы 8 книг на якут. языке, в т. ч. Евангелие, «Краткая грамматика якутского языка» прот. Д. Хитрова, труд И. «Указание пути в Царствие Небесное». Книги были привезены в Якутию для распространения, часть из них пополнила б-ку Троицкого кафедрального собора Якутска.
В янв.-февр. 1854 г. И. совершил инспекторскую поездку по Якутской обл., проехав ок. 4 тыс. верст для обозрения церквей и приходов. В апр.-мае того же года участвовал в 1-м плавании по р. Амур, в котором его сопровождал сын свящ.-миссионер Г. Вениаминов. В июле 1855 г., в ходе Крымской войны, в Аяне И. совершил молебен о даровании победы над неприятелем, подвергся кратковременному аресту английскими офицерами. По ходатайству святителя с 1855 г. Синод разрешил проведение массовых крещений в Якутии и строительство часовен в Камчатской епархии. 11 февр. 1856 г. И. отправился во 2-ю миссионерскую поездку по Амуру. Архиерея сопровождали военный губернатор Забайкальской обл. М. С. Корсаков и Муравьёв-Амурский. Миссионеры побывали в кит. г. Айгунь. Итогом поездки стала подробная записка И. «Нечто об Амуре» (1856), в к-рой он обосновывал цели занятия берега Амура Россией: отдаленную - использование пространств побережья для колонизации русскими этих земель - и ближайшую - обеспечение выгодных путей торговли по Амуру, открывавших возможность для снабжения Камчатки и Приморья дешевым хлебом. И. отмечал удобство Амура для судоходства, определял места предполагаемого заселения территорий и способы его проведения. 22 янв. 1857 г. в письме министру народного просвещения А. С. Норову И. обосновал идею создания Сибирского ун-та в Иркутске с целью подготовки людей для службы в Сибири. В годы службы в Якутске общался с Гончаровым, оставившим воспоминания о встречах с И. в кн. «Фрегат «Паллада»», и с кн. П. А. Кропоткиным. Гончаров называл И. «величайшим патриотом».
В авг. 1857 - янв. 1858 г. И. присутствовал на заседаниях Синода в С.-Петербурге. Добился одобрения проектов переноса кафедры Камчатской епархии из Якутска на Амур и учреждения новых вик-ств. Указом имп. Александра II от 11 янв. 1858 г. были учреждены 2 вик-ства Камчатской епархии - в Якутске и Новоархангельске. 29 марта 1859 г. в иркутском Воскресенском храме И. участвовал в хиротонии архим. Петра (Екатериновского) во епископа Новоархангельского, а 6 марта 1860 г.- архим. Павла (Попова) во епископа Якутского. 9 мая 1858 г. вместе с Муравьёвым-Амурским в казачьей ст-це Усть-Зейской заложил ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. По инициативе И. Усть-Зейская ст-ца была переименована в Благовещенск, это стало началом основания города. 16 мая того же года между Россией и Китаем был заключен Айгунский договор, согласно которому земли Амурского края переходили к России. По этому поводу 18 мая в Благовещенске И. отслужил благодарственный молебен. В речи, обращенной к Муравьёву-Амурскому, отметил значение присоединения края как для России, так и для правосл. Церкви. 22 июня в Мариинском посте И. освятил 1-й правосл. храм на берегах Амура. Отныне умножение церквей и приходов, обустройство причта на Амуре стали одной из его главных забот. В 1859 г. открыл 5 приходов на Амуре, направил туда священников, руководил работами по переносу архиерейской кафедры в Благовещенск. 19 июля 1859 г. в Троицком соборе Якутска И. совершил 1-ю литургию на якутском языке. По отзывам современников, это событие имело чрезвычайное значение для жизни края. Участвовал в разработке Пекинского договора, подписанного 2 нояб. 1860 г. и закрепившего за Россией Уссурийский край. В сент. 1861 г. вместе с начальником рус. эскадры на Дальн. Востоке контр-адмиралом И. Ф. Лихачёвым посетил порт Хакодате в Японии, общался с начальником Японской духовной православной миссии архим. равноап. Николаем (Касаткиным; впосл. архиепископ Японский). В 1862 г. прибыл в Благовещенск - свою новую резиденцию.
К нач. 1859 г. И. и Муравьёвым-Амурским были совместно разработаны и утверждены «Правила об обеспечении духовенства в Амурской и Приморской областях». Их появление было вызвано пониманием И. общего нестроения приходской жизни: ослабления духовно-нравственной связи между пастырями и пасомыми, формального исполнения обязанностей первыми и равнодушия последних к содержанию духовенства. «Правила...» вносили серьезные преобразования в строй церковноприходской жизни региона, вводили новые самоуправляющиеся орг-ции - всесословные церковные советы, в задачи к-рых входили удовлетворение всех нужд церквей и причта, обеспечение священно- и церковнослужителей. На советы возлагались широкие просветительные и благотворительные функции в приходе, И. считал их необходимыми для устройства гражданского быта в крае. По одобрении Синодом 23 дек. 1859 г. «Правила...» были утверждены Александром II. Инициатива Синода в распространении их на все епархии империи (кроме западных) была отклонена светскими властями. Нек-рые идеи «Правил...» отразились в положении «О приходских попечительствах при православных церквах» от 2 авг. 1864 г. Но в отличие от «Правил...», оставлявших всю церковную кассу в ведении церковных советов, положение предусматривало изъятие основной части церковных доходов в пользу консисторий и Синода. В Камчатской епархии «Правила...» не привели к ожидаемому подъему церковноприходской жизни. Единственный церковный совет был ненадолго открыт в Благовещенске. Распоряжения об открытии советов в Николаевске (ныне Николаевск-на-Амуре) и др. местах выполнены не были. В прошениях в Синод И. предлагал главным источником строительства церквей сделать казенные ассигнования ввиду пассивности и бедности прихожан. Благосклонно отозвался о кн. «Описание сельского духовенства» (Лпц., 1858) свящ. И. С. Беллюстина, считал, что «в ней правды много». И. поддерживал реформаторские начинания правительства Александра II, в т. ч. отмену крепостного права, призывал уменьшить влияние светской бюрократии на дела церковного управления, укрепить авторитет архиереев и усилить их власть, оживить приходскую жизнь. Положительно оценил факт продажи США русских владений в Америке, видел в этом путь Провидения к утверждению Православия в Америке и предлагал провести ряд неотложных мер по устройству там правосл. Церкви.
4 апр. 1865 г. И. был назначен членом Синода. После кончины митр. Филарета 5 янв. 1868 г. указом Александра II И. был назначен митрополитом Московским и Коломенским. Прибыл в Москву 25 мая того же года. Стиль управления епархией И. отличался открытостью, доступностью, простотой обращения, мягкостью и терпимостью по отношению к людям, стремлением дать простор их творчеству и инициативе. Святитель окружил себя талантливыми помощниками, среди них - викарный еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков), ректор МДА прот. Александр Горский, прот. Алексий Ключарёв (впосл. Харьковский архиеп. Амвросий), архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ Угличский), священники Александр Иванцов-Платонов, Платон Капустин и др. Среди светских сотрудников И. были губернатор Москвы кн. В. А. Долгоруков, гос. деятели П. Н. Батюшков и кн. В. А. Черкасский, писатели И. С. Аксаков и Д. Ф. Самарин, историки С. М. Соловьёв и М. П. Погодин, предприниматели Ф. В. Чижов, П. В. Щапов, В. М. Бостанжогло, И. И. Четвериков. Выдающаяся работоспособность, исключительная память, талант администратора позволяли И. до последних месяцев жизни, несмотря на прогрессирующую потерю зрения, оставаться действующим митрополитом, держать одновременно под контролем множество разнообразных дел, о чем свидетельствуют выявленные в архивах тысячи его собственноручных резолюций.
Главная идея, которую И. пытался реализовать в последний период служения,- восстановление соборного устройства Русской Церкви, наиболее отвечающего правилам апостолов и св. отцов. Синод он планировал разгрузить от мелких дел и занять его прежде всего подготовкой достойных священнослужителей. Еп. Леонид писал, что «владыка очень скорбно говорил о том, что церковь не имеет самостоятельности, что у членов Синода подвязаны крылья и что нет никакого попечения о ее делах» (Свт. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, и его наследие. 2000. С. 4). Он пытался отстаивать свой план во время 1-го приезда в С.-Петербург в сане митрополита (нояб. 1868 - апр. 1869), но не встретил поддержки светской бюрократии. 17 янв. 1869 г. состоялась аудиенция И. у Александра II, в ходе которой святитель рассказал о нуждах епархии и поставил вопрос о соборном устройстве Церкви. Однако император не дал хода соборной реформе. Разработке теоретических вопросов реформы церковного управления были посвящены составленные И. в С.-Петербурге записки «О порядке избрания и испытания лиц, назначаемых на епископскую кафедру» и «О разделении епархий на округи». В др. записке - «О порядке избрания и испытания лиц на священнические места» И. предложил расширить возможности получения вакансий лицам из духовного сословия и вместе с тем ужесточить испытания для кандидатов в священники с целью предотвращения попадания в духовную среду безнравственных и случайных людей. В 1869 г. пытался также реализовать проект введения общежития во всех мон-рях России, но не был поддержан членами Синода, к-рые ограничились рекомендацией переводить обители на общежительный устав.
И. регулярно участвовал в богослужениях в храмах столицы, в московских крестных ходах в дни главных церковных праздников. Освятил неск. церквей и придельных храмов в епархии, в т. ч. в здании московской городской больницы на Калужской ул., при Владычно-Покровской общине сестер милосердия, Воскресенскую ц. в Новоиерусалимском в честь Воскресения Христова монастыре, ц. в честь Преображения Господня в Наливках и др. Святитель активно содействовал обустройству храма Христа Спасителя: при нем было окончено оштукатуривание здания, облицованы стены, созданы главный иконостас и малые иконостасы для приделов св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, устроены мраморные киоты в придельных алтарях и др. В ведении И. было определение священных изображений для росписи храма. Указания святителя также легли в основу плана внутреннего устройства главного алтаря. 9 мая 1876 г. принял участие в закладке алтаря, окропил св. водой место престола и совершил молебен. И. ходатайствовал в Синоде о придании храму статуса кафедрального собора (что было реализовано после его смерти в 1880).
В новых уставах духовных семинарий и духовных уч-щ, утвержденных 14 мая 1867 г., И. видел «семя анархии в Церкви»: умаление власти епархиального архиерея, введение выборного начала и установление преобладающего светского элемента в ущерб духовному. 9 апр. и 3 мая 1869 г. отправил 2 докладные записки с критикой уставов обер-прокурору Синода Д. А. Толстому. На фоне распространения материалистических и позитивистских учений И. считал необходимой правильную постановку духовного образования, целью к-рого должна стать подготовка не ученых, а благочестивых пастырей. Решительно настаивал на усилении позиций духовенства и епископата в учебном процессе и на воспитании благочестия в студентах семинарий и училищ. 6 мая 1869 г. замечания И. были отвергнуты Синодом. Духовно-учебные заведения Московской епархии пользовались большой заботой и вниманием святителя. В МДС на средства кафедры он устроил параллельные классы, отремонтировал актовый зал. В 1873 г. И. основал Московское епархиальное уч-ще иконописания и ремесел, относящихся к украшению храмов, для бедных детей и сирот близ ц. в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. В 1875 г. старый Филаретовский дом призрения был преобразован им в Филаретовское жен. училище для бедных дочерей духовенства. Для пополнения доходов по духовно-учебной части взимались специальные процентные сборы с церквей епархии, выплачивались стипендии и пособия бедным ученикам. Благодетельным было попечение И. над МДА. Несмотря на неполное согласие с положениями нового устава духовных академий (1869), И. способствовал его проведению в жизнь. После отмены в МДА естественнонаучных дисциплин он учредил в 1869 г. кафедру естественнонаучной апологетики во главе с проф. Д. Ф. Голубинским, хлопотал о пенсиях и дополнительных пособиях преподавателям академии. В 1869 г. освятил первую академическую церковь в зале МДА. И. разрабатывал план преобразования духовно-судебного дела, в записке «Мысли о церковном суде» (1873) предлагал наделить архиереев всей полнотой судебной и адм. власти над причтами во вверенных им епархиях, однако проектируемая реформа не состоялась.
Во время служения в Москве И. активно занимался благотворительностью. В 70-х гг. XIX в. были основаны благотворительные учреждения в с. Остров Подольского у. (богадельня, больница и училище для бедных духовного звания) при Угрешском во имя святителя Николая монастыре под рук. прот. П. Капустина и архим. прп. Пимена (Мясникова), Владычно-Покровская община сестер милосердия под началом игум. Митрофании (Розен), противораскольническое братство свт. Петра митрополита, братство равноап. Марии Магдалины, к-рое покровительствовало множеству жен. учебных заведений Московской епархии, приходские попечительства при московских церквах. Митрополит прилагал усилия по созданию эмеритальной кассы для духовенства. Его забота о духовенстве выражалась и в помощи при покупке домов для причта, в приобретении и сдаче в аренду церковных земель, в хлопотах о назначении пенсий и пособий заштатным священно- и церковнослужителям. И. часто ездил по мон-рям епархии, любимым местом его посещений стала Троице-Сергиева лавра. Он заботился о ее монахах, устраивал бесплатные столовые и гостиницы для приходящих бедных богомольцев, безуспешно пытался добиться освобождения принадлежащих ей торговых заведений от налогов.
И. обратил внимание на ошибки в некоторых изданиях Синодальной типографии. По его инициативе в 1869 г. был учрежден возглавляемый им Комитет для пересмотра слав. текста Евангелия, Апостола, Следованной Псалтири, Требника и Часослова. Материалы работы комитета передавались в Синод. И. много сделал для московской паствы как просветитель. При его поддержке в 1869 г. была основана 1-я газета московского духовенства «Московские епархиальные ведомости». И. наладил периодические выпуски изданий Общества любителей духовного просвещения - «Чтений в Обществе любителей духовного просвещения» и «Воскресных бесед». При И. б-ка об-ва впервые стала публичной, были открыты собственная типография общества и типографская школа, работали народные читальни, созданы 2 новых отдела об-ва: по распространению духовно-нравственных книг и иконоведению. И. организовал издание в Троице-Сергиевой лавре «Троицких листков» для народа, которые начали выходить в 1879 г.
Назначение И. на Московскую кафедру создало благоприятные условия для дальнейшего развития миссионерского дела в России. Еще 10 мая 1848 г. в письме Норову он высказал идею создания Миссионерского общества в России, подобного Миссионерскому обществу в Англии, для распространения и утверждения христианства на территории проживания подвластных народов. В 1869 г. вместо малоуспешного Миссионерского об-ва (в С.-Петербурге) И. основал Православное миссионерское общество (ПМО) (открыто 25 янв. 1870) с центром в Москве и стал его председателем. Привлек к сотрудничеству представителей деловых кругов, московского ученого духовенства и светской интеллигенции. Под руководством И. была создана разветвленная сеть местных комитетов ПМО, охватившая к концу его жизни более половины епархий в России. Под контролем И. оказывалась помощь как духовным миссиям (Алтайской, Иркутской, Забайкальской), так и действующим миссионерам (М. И. Кабановой, Н. П. Григоровскому, И. Я. Яковлеву и др.). Влияние ПМО было распространено не только на Сибирь и Дальн. Восток, но и на Кавказский край (1878), в его попечение была отдана Японская духовная миссия (1875). Общество содействовало Гурия Казанского свт. братству в открытии миссионерского приюта в Казани и Переводческой комиссии. В 1874 г. И. основал периодический орган ПМО ж. «Миссионер». Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь при И. стал центром подготовки миссионеров. При мон-ре И. создал переводческий и издательский отделы, миссионерский архив и библиотеку, а также 1-й в России Миссионерский ин-т (1870). С 1873 г. по инициативе И. ежегодно в Неделю Православия во всех храмах империи проводились проповеди о миссионерском деле. По ходатайству святителя были введены дополнительные надбавки к годовому жалованью миссионеров за каждые 5 лет службы. В 1877 г. И. положил начало строительству миссионерской Боголюбской часовни в Москве (открылась в 1880). По предложению И. были сняты некоторые существовавшие ранее законодательные ограничения при крещении язычников (в 1880).
Будучи митрополитом Московским, И. не оставлял своим вниманием и бывшую паству. В 1870 г. благодаря его ходатайству были учреждены самостоятельные епархии: Якутская и Вилюйская (ее 1-м епископом стал свт. Дионисий (Хитров)) и Алеутская и Аляскинская (кафедру занял еп. Иоанн (Митропольский)). И. занимался определением штата Алеутской епархии, избранием лиц для служения в Америке. Содействовал созданию в Москве часовни Русского великомученика Пантелеимона монастыря, открывшейся 11 февр. 1873 г. Сотрудничал с Московским слав. комитетом в деле помощи правосл. народам Османской империи, опекал студентов-славян в МДА, содействовал созданию в 1873 г. Сербского подворья в Москве, устроению приюта для девочек-славянок при московском во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастыре. Во время русско-тур. войны 23 апр. 1877 г. в Успенском соборе Московского Кремля И. благословил отправляющегося в действующую армию Александра II на победу над врагом. В дальнейшем служил молебны по случаю успехов рус. войск, организовывал пожертвования московского духовенства на нужды армии. По инициативе И. было создано Николаевское попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов при братстве равноап. Марии Магдалины, а при Угрешском мон-ре устроена лечебница для раненых воинов. В конце жизни И. хлопотал о назначении 1-го епископа в Японию, им стал равноап. Николай (Касаткин) в 1880 г.
И. был награжден орденами св. Анны 3-й (1835) и 2-й (1840) степени, св. Александра Невского (1856) и алмазными знаками к нему (1862), св. Владимира 1-й степени (1867), св. Андрея Первозванного (1872). В 1846 г. избран членом-сотрудником, а в 1869 г.- почетным членом Русского географического общества, в 1868 г.- почетным членом Московского ун-та, в 1869 г.- почетным попечителем Об-ва любителей духовного просвещения и почетным членом Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Среди близких знакомых святителя были ученые, мореплаватели, первопроходцы Ф. П. Литке, Г. И. Невельской, К. Т. Хлебников, В. С. Завойко, Ф. П. Врангель и др.
5 апр. 1879 г. И. был погребен рядом с могилой свт. Филарета (Дроздова) в ц. во имя св. Филарета Милостивого Троице-Сергиевой лавры. И. завещал не говорить на похоронах хвалебных слов, а произнести лишь общее поучение на любимые им слова: «От Господа стопы человеку исправляются» (ср.: Пс 36. 23). Еп. Амвросий (Ключарёв) при отпевании И. произнес яркую проповедь на этот стих (см.: Московские ЕВ. 1879. № 16. С. 128-130; ЖМП. 1979. № 3. С. 30-33). В советский период потомки И. подверглись политическим репрессиям. Внук святителя, прот. домовой церкви Аничкова дворца Иоанн Вениаминов, в нач. 20-х гг. XX в. был отправлен в ссылку в г. Кашин. Правнук И. И. Вениаминов был расстрелян в 1937 г., другой правнук - С. И. Вениаминов - в 1938 г. В 20-х гг. XX в. могилы И. и свт. Филарета были вскрыты, останки перезахоронены на территории лавры. В марте 1974 г. Свящ. Синод Православной Церкви в Америке обратился к Свящ. Синоду РПЦ с просьбой о канонизации И. 6 окт. 1977 г. определением Свящ. Синода РПЦ И. был причислен к лику святых. Составлена служба святителю (см.: Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 322-339). Его мощи были обретены и идентифицированы 12-13 окт. 1994 г. археологом С. А. Беляевым, помещены в Духовской ц. Троице-Сергиевой лавры, после освидетельствования положены в раку в Успенском соборе лавры (см.: ЖМП. 1996. № 12. С. 57-67).
В 1995 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве было создано братство во имя свт. Иннокентия Московского при ц. прор. Илии в Черкизове. После прекращения его деятельности в 2002 г. в Москве было основано Свято-Иннокентиевское братство при ц. во имя вмц. Екатерины на Московском подворье Православной Церкви в Америке. По решению Свящ. Синода 1997 год был объявлен в РПЦ годом И., в России было широко отмечено 200-летие со дня его рождения. Торжества состоялись во всех епархиях, областях и храмах, к-рые были связаны с пастырской деятельностью святителя, совершены богослужения, крестные ходы, ему посвящены престолы храмов и часовни, в честь И. названы несколько улиц и площадей, проведены научно-богословские конференции, семинары и чтения. Наиболее масштабными были мероприятия в Иркутске, Якутске, Петропавловске-Камчатском и Москве. К юбилею было приурочено учреждение новых наград РПЦ - ордена и медали во имя свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, вручаемых за миссионерские заслуги. Фонд народов Севера и портретная галерея «Скрижали Камчатки» учредили премию «Просветитель» им. И. В Благовещенске был установлен памятник И. В 1997-2005 гг. был построен храм свт. Иннокентия в Бескудникове (Москва) (освящен 15 сент. 2005). В 2007 г. на родине И., в с. Анга, открылся дом-музей святителя, там же был заложен храм во имя свт. Иннокентия. В 2009 г. по сохранившимся чертежам восстанавливался сгоревший в результате пожара дом свт. Иннокентия в Черкизове (Москва), где находилась загородная резиденция владыки. Сохранением наследия И. и памятных мест, связанных с его именем в Москве и др. городах России, занимались, в частности, историко-просветительное об-во «Русская Америка», Центр североамер. исследований ИВИ РАН, а также архим. Иннокентий (Просвирнин).
1997 год был объявлен годом И. в Православной Церкви в Америке, а также в шт. Аляска, юбилей отмечался под эгидой ЮНЕСКО. В отреставрированной на деньги Правительства США ц. арх. Михаила в Ситке (Новоархангельске) создан историко-культурный заповедник - Дом рус. епископа, в честь И. названа вершина Алеутского хребта на Аляске (2507 м) - вулкан Вениаминова.
Сохранились неск. фотографий, живописных портретов, ряд гравюр и литографий с изображением И., относящихся в основном к последнему периоду его жизни. Исключение в этом ряду - небольшой по размеру и камерный по характеру портрет И. 40-х гг. XIX в. (НКПИКЗ; в 1878 передан в ЦАМ КДА в составе собрания А. Н. Муравьёва), где он изображен сравнительно молодым, в бытность епископом Камчатским (существует эстамп аналогичного извода). Святитель представлен по пояс, в кресле, в небольшом повороте влево, в черном клобуке и рясе, на груди панагия с Казанским образом Божией Матери. У него небольшая борода и спадающие на плечи темные волосы, взгляд устремлен вверх, в левой руке с четками на запястье развернутый свиток с текстом: «Оудивилъ Г[оспо]дь м[и]л[ос]ть свою на мн Бл[а]гослови дше мо Г[оспо]да и не забывай всхъ возданiи Его». Ранний графический портрет 1841 г. представляет И. в профиль (Быть полезным Отечеству: Сб. писем. М., 2009. С. 206).
Др. портрет И.- посл. трети XIX в. (Московское ЕУ), очевидно, послужил основой для мн. эстампов. Это поколенное изображение сидящего вполоборота вправо старца, в рясе и белом клобуке, на груди панагия и 2 орденские звезды, руки на подлокотнике кресла и на коленях; колорит монохромный. Третий живописный поясной портрет - кон. XIX - нач. XX в. (митрополичьи покои ТСЛ) представляет святителя в синей рясе и белом клобуке с крестом, с наградами - орденом св. Александра Невского и св. Владимира, с крестом в память Крымской войны, в левой руке - четки. Портрет И. был выполнен Г. И. Беловым в сер. XIX в., на его основе сделана литография; на картине 1869 г., написанной худож. А. Кондыревым, святитель был представлен за богослужением на Амуре (не сохр.?).
Неск. эстампов относится к упомянутому иконографическому типу - поколенному изображению святителя с длинными седыми волосами и окладистой раздвоенной бородой, в рясе и клобуке, с четками в левой руке. На груди И.- панагия и 2 орденские звезды (тоновая литография 70-х гг. XIX в. с пометой: «съ Фотогр[афии] Троице Сергiевои Лавры», РГБ, ЦАК МДА); к ним могут быть добавлены наперсный крест, орденские знаки и звезды, как на с.-петербургской гравюре на стали 1894 г., изданной П. П. Протасовым (ЦАК МДА, вариант в ИРЛИ. ПД). На эстампе 1869 г., повторяющем гравюру Э. К. Даммюллера (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 5. Ед. 62), святитель показан погрудно, в повороте влево, в клобуке и с наградами, с факсимиле автографа под изображением. На литографии с раскраской 1868 г. московской мастерской И. Гаврилова, изданной П. Н. Шараповым (ГИМ), портрет И. фронтальный (руки отсутствуют), на панагии - образ Спасителя. Известна литография И. (1868, московская мастерская А. Руднева, РГБ), на к-рой он изображен в богослужебном облачении (в архиерейской мантии, в митре, с панагией), с 2 орденами, с благословляющей десницей и с жезлом в левой руке (РГБ, ИРЛИ. ПД - из собрания Ф. А. Витберга).
Портреты И. в технике эстампа были выполнены также в 1868 г. (после назначения святителя на Московскую кафедру) в московских мастерских Руднева (3 типа изображения), Чередеева, Е. Яковлева, А. В. Морозова, А. И. Стрельцова и др. (РГБ, ЦАК МДА). Бытовали англ. гравюра с ранним портретом И. в сане епископа, литография Леонтьева по рис. худож. Кулакова (Кат. выст. в память митр. Филарета по случаю 40-летия его кончины. М., 1907. С. 9). Портреты И. помещались в изданиях его жизнеописаний, напр.: Барсуков И. П. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883; О жизни и подвигах Иннокентия, архиеп. Камчатского, Курильского и Алеутского, впосл. митр. Московского. СПб., 18892; И[ером.] Х[аралампий]. Очерк жизни и апостольских трудов Иннокентия, митр. Московского. М., 19122.
Первые иконописные образы И. созданы к его прославлению в 1977 г. Святителя пишут, как правило, в богослужебном облачении - в саккосе, омофоре и митре (иногда в мантии и клобуке). К ранним произведениям принадлежит поясная икона 70-х гг. XX в. мон. Иулиании (Соколовой) - И. представлен с крестом и жезлом в руках (как свт. Иоасаф Белгородский). Подобный образ написан ею для московского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 220). На иконе работы игум. Зинона (Теодора) из иконостаса придела в крипте Успенского собора лавры святитель изображен с благословляющей десницей, с Евангелием в левой руке (ок. 1980). Ставший иконографическим образцом рисунок И. выполнен для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной в кон. 70-х - 80-х гг. XX в. (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 206). В сер. 90-х гг. XX в. в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры иером. Иннокентием (Николаевым) написан ростовой образ на крышку раки И. В ризнице лавры находится 2 поясных образа святителя кон. XX в. (мастерская Худож.-производственного предприятия «Софрино» РПЦ). На нек-рых иконах он представлен на фоне Москвы, в житии, а также в группе Московских святителей (икона ок. 2006, ЦАМ СПбДА). Его образ включается в совр. композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», «Собор Московских святых» (2004, иконописец И. В. Ватагина, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве).